Денис Орлов (d_orlov) wrote,
Денис Орлов
d_orlov

Зыкина, или Откуда течёт Волга

Моё детство совпало с моментом, когда тучная и полногрудая брежневская эпоха начала плавно клонится к закату. Клонясь, она незаметно перерождалась в андроповское безвременье (странным образом не закончившееся и по сей день). Зыкина в эту эпоху заполняла место эстрадной примадонны, которое сейчас принадлежит Пугачёвой. (Тогда, разумеется, казалось, что Пугачёвой никакая зыкинская казённая монументальность не грозит - за то её и любили). 
     Зыкина, сама тучная и полногрудная, была под стать времени. Представить, что когда-нибудь исчезнет Зыкина, было так же невозможно, как и представить, к примеру, что обмелеют и иссякнут полноводные реки сводок с полей, отчётов о выплавке чугуна, сообщений о трудовых рекордах, новостей об успешных космических стартах. 
     Да что там потоки советских сводок и отчётов, сообщений и новостей - сама река времени впадала в зыкинскую Волгу, бредила в её беспамятстве, теряла исток. Потом время соввласти кончилось - будто и не было её вовсе. Зыкина было попыталась этому воспрепятствовать: поддержала ГКЧП. Но река времени всёрьез поменяла русло - никакой общественно-политической мелиорацией этого было уже не изменить.
     Потом была ельцинщина, в которой Зыкину заменили Шаврина с Кадышевой (Кадышева не в пример успешней). Зыкина как-то потерялась, но потом нашлась в ожерелье "леди" Бориса Моисеева. Потом она подружилась с Черномырдиным, отбросила шлейф  партийно-правительственной дивы из прошлого. Стала рассказывать в интервью, как пела вместе с "Битлз" и они подарили ей драгоценный крест ("на память"), который и сейчас при ней.
     Это сегодня острословы называют [http://gondola.zamok.net/126/126samadov_3.html] Зыкину первой drag-qeen, специально придуманной по заданию партии и правительства, решившей волевым решением поменять пол специально подобранного баса Кировского театра Михаила Ускина. Но это, конечно, шуточки. Зыкина всегда была образцово-показательным воплощением нормы, выставочным экземпляром материнского начала, наглядным антропологическим образцом мистической русской души. Роль Зыкиной состояла в том, чтобы быть ответом на выходки оторвавшегося от народа и корней Запада. Жила и пела она в назиданье. Чтоб не повадно было супостатам.
     Я прекрасно понимаю логику такого ответа и ничколько не сомневаюсь в закономерности Зыкиной как проекта. Однако, подобно другим демонстрационным образцам из советского прошлого, в этом проекте был один существенный изъян. Этот проект создавался в традициях не второго мира (к которому относил себя Советский Союз),  а третьего мира. 
     Именно третий мир рассматривает разнообразную этнику (изделия, традиции или верования) как полноценный продукт, способный конкурировать с западными технологиями, идеями и затеями. Фатальная ошибка Советского Союза состоит ещё и в том, что он создавал фэйк-этнику, специально на экспорт. Для внутреннего употребления эта синтетическая, как икра из нефти, и искусственная, как нейлон, этника шла только в силу того, что статус "произведения для Запада", служил знаком качества в системе отношений, где "догнать и перегнать" вырождалось в соответстветствие "мировым образцам". Что происходило при этом с настоящей русской деревней, как проседала глубинка, в каком направлении эволюционировали "простые люди", известно не хуже, чем факт впадения Волги в Каспийское море. 
    Зыкина была москвичкой, горожанкой. При этом "из низов", да. Её народность была связана с опытом культуры пережившей и, в общем-то, вполне принявшей раскрестьянивание
     Будем откровенны, советские уклад и эстетика без раскрестьянивания непредставимы. Не буду однозначно утверждать, хорошо это или плохо. Плохо, наверное, когда песни советских композиторов принимаются за народные песни. С другой стороны, попробуйте создайте что-нибудь такое, что потом сочтут "народным"?  А в массовом порядке? Вот я и говорю! 
    Советская цивилизация - это гигантский полигон по созданию новой народной культуры. Нет ничего удивительного в том, что когда новая народная культура была создана, полигон оказался заброшенным. Зыкина была частью этого эксперимента. Выдающейся и незаменимой по-своему частью. Только это не даёт никаких оснований отождествлять её с традиционализмом и заветами, канонами и исконностью. (Пугачёва, когда она исполняет народные песни, не в пример более аутентична).
    Зыкина - пример модернистского искусства, радикальный и, если вдуматься, довольно вызывающий. 
    Смерть Зыкиной, последовавшая вскорости после ухода в Небесный Неверлэнд, Мишани Джексона, по-своему символична. Зыкина с Джексоном умерли, как и жили: будучи включёнными в циклы обмена вызовами, к которому сводились взаимоотношения двух великих цивилизаций XX века - советской и американской


http://ashkerov.livejournal.com/163860.html
Tags: Ашкеров
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments