Денис Орлов (d_orlov) wrote,
Денис Орлов
d_orlov

С.Г.Кара-Мурза.Юбилей М. Горького

https://sg-karamurza.livejournal.com/293629.html

http://lgz.ru/article/-13-6637-28-03-2018/iz-glubiny/


Как я пришёл к Горькому и шёл с ним… Думаю, многие мои сверстники так же. Часто вспоминаю эту дорогу. Я рано прочитал о Буревестнике и Соколе, о Данко и Ларре из «Старухи Изергиль», про себя даже говорил с Горьким. Он мне был не совсем писатель – сам его путь был трагедией, но с ясным разумом. А это очень тяжело. Я взял «Детство», и как будто получил учебник и карту. С ними мы росли и познавали мир и человека. Тогда я это не понимал, а позже само вышло – я через него понял своё детство и увидел свою дорогу, со своими ошибками и злом.
Я осознал себя осенью 1941 года, все жили военным бытом. Но среди горя мы с друзьями дышали струйками счастья – все люди вокруг были как родные, и мы знали, что они нас защитят и спасут. Читая Горького, я видел, какое горе он пережил в детстве среди обиженных, злых людей, которых он хотел любить. И увидел два образа общностей людей. Ту, что была, и ту, что складывалась. Это было потрясение.
В школе я три года непрерывно ходил в МХАТ. Горький много объяснил о своём времени и тем велел нам объяснить себе наше время с 60-х годов. Мы плохо выполняли задачу, но всё-таки задумались.
Неявный диалог с Горьким шёл с лёгкой фрондой «шестидесятников», минуя по его традиции официоз. Он, не марксист, был с большевиками, но спорил с ними. Он и Ленин понимали друг друга, их картины мира расходились, но обе они были необходимы для становления новой жизни. Ленин – учёный-новатор, создатель реальных структур, а Горький – философ и религиозный пророк.
Говорили, что он еретик, но у него был «естественный религиозный орган». Образы будущего Горького проложили векторы движения советского народа, этими образами он поставил вехи сложных проблем – несоизмеримых сущностей. Всё это было в глубине нашего народа. Он вынул и представил как наш долг. В Рождество 1918-го Горький написал: «Сегодня – день рождения Христа, одного из двух величайших символов, созданных стремлением человека к справедливости и красоте. Христос – бессмертная идея милосердия и человечности, и Прометей – враг богов, первый бунтовщик против Судьбы».
Во время войны, восстановления и рывка труда и науки, – у нас и были эти символы. Старики и подростки 1945–1955 годов шли по этой тропе. Тексты Горького и смыслы между строк создали такой поток личных образов массы людей, что верно сказано: «Горький занимает исключительное положение в русской истории. По существу, он один из основателей советского общества».
Он подтолкнул нас задуматься над сложными отношениями: человек и природа; человек и его природа – борьба разума с инстинктами, психикой; порядок и хаос – в человеке и природе. Горького это мучило, он много успел сделать и подготовил для нас эти задачи и подходы. Нам казалось, такие провалы и расколы уже не возникнут в обществе: почти треть – интеллигенция, перспективы радужные, наши в космосе, хаос под контролем. Мы были самонадеянны.
Сейчас надо снова перечитать Горького. Ведь он дал нам модели, но они не обещали катастроф в иных конфигурациях. Ведь было сказано, что силы природы, инстинктов и хаоса несоизмеримы с разумом и милосердием. Прометей необходим, чтобы ограничивать деструктивные силы. Застой даже в состоянии блаженства неминуемо порождает разные типы разрушительной иррациональности. Горький показал, как в такой коалиции и русская интеллигенция превращается в зло – надо лишь прочитать «Жизнь Клима Самгина».
Образы и видения Горького были упрочены трудами мыслителей – Есенина и Брюсова, Вернадского и Платонова. Их было много, нам оставлен мощный пласт. На фоне тектонических процессов их особая картина мира как будто не выделялась, но сейчас надо опять освоить их философские и художественные ценности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments